Городская площадь

Городская образовательная сеть г. Железногорск, Красноярского края

Информация системы образования

Федеральные государственные требования (ФГТ)
   

     Репина Светлана Леонидовна
     методист по дошкольному обучению
     mailto: repina@edu.k26.ru

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2 статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
     Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
     Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     Необходимо отметить также, что в настоящее время органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации осуществляется работа над новым законопроектом России «Об образовании», одним из положений которого является установление полноценного ФГОС дошкольного образования, состоящего из трех групп требований. Данное обстоятельство позволит в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации), но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

     Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:
  • обеспечения права на качественное дошкольное образование.
     Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
     В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу «лоскутного одеяла» и т.п.), преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
  • повышения качества дошкольного образования.
     Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.
  • критериально-оценочная.
     Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – содержательная основа процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.
     Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.
  • оптимизации образовательных ресурсов.
     Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

     Материалы для педагогов:

 

 

Полезная информация:

 
  1. Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г., журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ)
  2. ФГТ: найти 10 отличий, журнал «Обруч» № 6, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  3. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  4. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании, журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  5. Образовательные области ООП ДО и их интеграция, журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  6. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДО, журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  7. Ведение педагогических наблюдений, газета «Детский сад. Управление», март 2010, № 6 (229). (библиотека МУ ГМЦ).
  8. Образовательная программа ДОУ с учетом ФГТ, журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» № 9, 2010 г. (библиотека МУ ГМЦ).
  9. Понятие ООП в современном дошкольном образовании, журнал «Управление ДОУ», № 5, 2010г. (библиотека МУ ГМЦ).
  10. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, журнал «Обруч», № 5, 2010 г. (библиотека МУ ГМЦ).
  11. Журнал дошкольное воспитание №2/2011г. "Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования".(библиотека МУ ГМЦ)
  12. Образовательная область "Физическая культура" в примерной основной общеобразовательной программе "Успех". (библиотека МУ ГМЦ)
  13. Образовательная область "Здоровье" в применении сновной общеобразовательной программе "Успех". (библиотека МУ ГМЦ)
  14. журнал "Обруч" №1/2011г. "Что делать с приказом №655?". (библиотека МУ ГМЦ)
  15. "Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования". (библиотека МУ ГМЦ)

    ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ФГОС ДО):
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 2013г. ( библиотека МКУ ГМЦ)
    2. Что ФГОС грядущий нам готовит?, журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 9, 2013г. ( библиотека МКУ ГМЦ) 
    3. Стандарт дошкольного образования: главный принцип – не навреди, журнал «Практика управления ДОУ», № 5,2013, (Волосовец Т.В., директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства" Российской академии образования), ( библиотека МКУ ГМЦ)
    4. Планируемые результаты освоения детьми второй части основной общеобразовательной программы дошкольного образования,журнал «Практика управления ДОУ», № 5,2013 ( Тихомирова О.В., Бородкина Н.В.), ( библиотека МКУ ГМЦ)
    5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
    N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (
    документ)
    6. Что влечет законопроект об образовании для ДОУ? (
    документ)
    7. «Стандартизация дошкольного образования»: путеводные звезды и подводные камни, (мини-конференция «Обруча»)
    документ


 
 
 

«Правильно организованное обучение ведет за собой развитие»

 

Л.С.Выготский

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»

В.В.Давыдов.


© 2013 г. Городской Методический Центр